Вернуться
Джон Гульд: его птицы и звери. К 220-летию со дня рождения британского орнитолога и издателя.
Джон Гульд: его птицы и звери. К 220-летию со дня рождения британского орнитолога и издателя.
Аннотация
В сентябре 2024 года британскому орнитологу Джону Гульду исполнилось 220 лет со дня рождения. Он был блестящим, очень компетентным и известным орнитологом. Именно его идентификация в отдельную группу птиц (ныне называемых «вьюрками Дарвина»), которых Чарлз Дарвин привёз в 1831 году с Галапагосских островов, сыграла значительную роль в зарождении теории эволюции. Но настоящую славу Джон Гульд получил как издатель монографий о птицах с прекрасными иллюстрациями. ГУЛЬД ДЖОН (англ. John Gould, 1804—1881) родился в маленьком портовом городке Лайм-Реджисе 14 сентября 1804 года в семье садовника. Когда Джону было около четырнадцати лет, его отец стал бригадиром садовников в Виндзорском замке, и юноша помогал ему в саду и получал первые навыки наследственной профессии. Но гораздо больше, чем ботаника и садоводство, молодого Гульда привлекали птицы. Работая в саду, он имел возможность часто наблюдать их в дикой природе. Судя по всему, это и было единственное «образование» Гульда, поскольку сведений о посещении им учебных заведений не сохранилось. Собирание естественнонаучных коллекций было весьма популярным хобби в те годы в Великобритании, и профессия таксидермиста была чрезвычайно востребована. В возрасте примерно 21 года Гульд переехал в Лондон и открыл там таксидермическую мастерскую. Его имя стало достаточно известным после того, как он был приглашён для изготовления первого чучела жирафа в Британии ― любимого питомца короля Георга IV. А когда в 1827 году потребовался таксидермист для коллекции недавно сформированного Зоологического общества Лондона, Гульд легко получил эту должность. Ещё через год он был назначен куратором и хранителем музея Лондонского зоологического общества. В 1829 году Джон женился на мисс Элизабет Коксен, работавшей гувернанткой и страстно мечтавшей изменить свою жизнь. Она хорошо рисовала, и это мастерство впоследствии оказали величайшую услугу её супругу. Через два года, в 1830 году Гульд получил для консервации ценную коллекцию тушек птиц из Гималаев, фактически из малоизвестного и плохо изученного региона. Над описанием этой коллекции работал ирландский орнитолог Николас Эйлуорд Вигорс. В это же примерно время Гульд познакомился с талантливым юным художником Эдвардом Лиром. Эти два события побудили принять Гульда непростое решение и в полной мере окунуться в авантюру. Он загорелся созданием своего первого иллюстрированного труда в формате фолио. Обратившись к Вигорсу с просьбой составить текстовую часть книги, Гульд нанял Лира для обучения своей жены Элизабет новой технологии печати ― литографии. Именно она, неплохая художница, должна была перенести его собственные эскизы на камень. Книга «Сотня гималайских птиц» была, безусловно, наиболее точно иллюстрированным трудом по зарубежной орнитологии, изданным в этот период. Для своей первой иллюстрированной работы Гульд не смог найти издателя и неохотно решил стать своим собственным издателем. Его работы вскоре стали примером финансового успеха и принесли ему значительное состояние. Тщательность, которую он уделял иллюстрациям и их раскрашиванию, была грандиозной: сделать художественные изображения птиц и млекопитающих в их естественной среде обитания, по возможности в натуральную величину. Успех первой книги побудил Джона предпринять гораздо более масштабное исследование европейских птиц. Это амбиционное издание «Птицы Европы» из 448 листов потребовало от четы Гульдов много путешествовать по континентальной Европе — для наблюдений и отбора образцов в дикой природе и посещения коллекций. Отдавая должное таланту Эдварда Лира, Гульд пригласил его для работы над новым проектом, и тот отправился вместе с Гульдами для посещения европейских зоопарков. Поездка состоялась в июле 1833 года, и Лир в конечном итоге подготовил 68 иллюстраций. Он, конечно же, выбрал самых ярких и крупных птиц, но именно в этом проекте можно отметить, как изменилось мастерство Элизабет. Возможность видеть живых, движущихся птиц позволила ей усовершенствовать художественный талант. Затем последовали и другие работы, и до своей смерти Гульд выпустил сорок один том в формате фолио, снабжённый 2999 иллюстрациями. Замечательное достижение для одного человека! Он также написал около трёхсот статей в «Трудах Зоологического общества» и других научных журналах. В 1838—1840 годах мистер и миссис Гульд предприняли путешествие в Австралию с помощником Джоном Гилбертом. Гульду очень хотелось увидеть неизученный животный мир своими собственными глазами. А Австралия — почти terra incognita в XIX веке — подходила для этой цели как нельзя лучше. Гульд посетил и исследовал многие части континента и прилегающие острова, собрал значительную коллекцию ранее неизвестных видов. Его отчёты о повадках некоторых видов, представляли исключительный интерес. Результатом поездки стала работа «Птицы Австралии» (1840—48), состоящая из семи томов, которая является первым всеобъемлющим иллюстрированным исследованием об австралийских птицах. Она включала в себя в общей сложности 600 таблиц в семи томах; 328 описанных видов были новыми для науки и названы Гульдом. Он также опубликовал «Монографию о кенгуру» (1841—1842) и трёхтомную работу «Млекопитающие Австралии» (1849—1861). В 1841 году его жизнь была омрачена потерей жены, и впоследствии большинство его набросков были перенесены на камень художником Ульямом Мэтью Хартом. В 1843 году Гульд был избран членом Королевского общества. Это было невероятным достижением для человека, вышедшего из самых низких слоёв общества, ведь до того момента членами научного общества могли быть только представители высших слоёв. Наверное, одна из самых прекрасных книг Джона Гульда — это книга о колибри, опубликованная между 1849 и 1887 годами. В неё включены все известные на тот момент виды колибри: 418 литографии и тексты о 537 видах. Колибри были страстью Гульда. На протяжении всей своей профессиональной жизни Гульд проявлял сильный интерес к этой группе птиц. Он собрал коллекцию из 320 видов, непревзойдённую и по количеству видов, и по количеству экземпляров в середине XIX века. Уникальная коллекция Гульда была выставлена на обозрение публики в залах Зоологического общества в Риджерс-парке и вызвала восторг у посетителей Всемирной выставки 1851 года. Большинство колибри и птиц Азии были нарисованы на камне Генри Константеном Рихтером по эскизам Гульда. Рабочие отношения Рихтера и Гульда длились сорок лет, с 1841 года и до тех пор, пока Гульд не умер в 1881 году. Рихтер создал для изданий Гульда около 3000 литографий и акварелей, всю жизнь верно служил Джону Гульду и рассчитывал на справедливое вознаграждение. В своём завещании Гульд написал: «Я завещаю своему художнику Г. К. Рихтеру 100 фунтов стерлингов в качестве доброй памяти на покупку траурного кольца…». Похоже, его не беспокоило бедственное положение 60-летнего художника. До последнего Гульд продолжал активно работать, хотя и страдал много лет от мучительной болезни. В течение последних нескольких лет его жизни Ричард Боудлер Шарп из Британского музея оказывал ему материальную помощь, написав весь текст «Птиц Новой Гвинеи». Шарп также завершил незаконченные работы Гульда после его смерти, которая произошла в его доме на Шарлотт-стрит, Бедфорд-сквер, 3 февраля 1881 года. Не имея никаких преимуществ в образовании и в социальном положении, Гульд добился большого успеха благодаря упорству и любви к своему предмету. Он объединил в себе качества хорошего натуралиста, художника и делового человека. Он был строг и несколько резок в манерах, прямолинеен и точен, но всегда добр в словах и делах.