Картина выполнена по заказу А.Ф. Котса для раздела будущей экспозиции "Биография естествознания".
Вслед за В.А. Ватагным на работу в Дарвиновский музей поступил художник М.Д. Езучевский (1879-1928), известный к тому времени как портретист, иллюстратор, знаток истории, быта и костюма минувших эпох. "мастер в сфере композиции". Он родился в семье действительного статского советника, потомственного дворянина, ученого-физика, изобретателя. Мать (урождённая Бернгард) училась в Московском институте благородных девиц. Была хорошо образована (имела и музыкальное образование) и начитана. Атмосфера, царившая в доме (подмосковное Царицыно), где рос Михаил способствовала развитию его таланта. Окончив военную гимназию (приравнивалась к кадетскому корпусу), Езучевский ушёл в запас в 1901 г. в чине прапорщика (до 01.09. 1912 г.). Параллельно с гимназией он обучался в частной студии акварелиста Н.А. Мартынова, где и познакомился с будущим патриархом отечественной анималистики - В.А. Ватагиным и будущим основателем ГДМ А.Ф. Котсом. Среди учеников Мартынова Езучевский считался самым способным. С 1902 г. он начал работать в качестве художника, а затем уехал в Париж, где учился в Академии художеств (окончил в 1903). Рисунки Езучевского из военной жизни, которую он знал не понаслышке, появились на страницах журнала "Летопись войны с Японией 1904-1905...". В 1914 г. художник выставлялся в галерее Лемерсье (на Петровке) на выставке русских художников вместе с Васнецовыми А. П. и В.М., Репиным, Врубелем.,Горбатовым и др. знаменитостями. Но увлечения его искусством были прерваны Первой мировой воёной 1914 г. Вернулся он в Москву после австрийского плена в 1918 г. Он стал по совместительству сотрудником одела охраны памятников искусства и старины Наркомпросса. В это время А.Ф.Котс пригласил его на работу в Дарвиновский музей. Здесь художник создал галерею портретов исторических лиц, великих мыслителей и естествоиспытателей. На своих картнах Езучевский запечатлел наиболее известные сюжеты из жизни великих натуралистов и мыслителей различных эпох и времён - в кабинетах, на фоне архитектурных пейзажей, в исторической соответствующей действительности обстановке. Он создал целую серию картин на тему "К истории борьбы церкви и науки", но не успел её завершить.. Им создана серия пастелей, рассказывающая о Гёте-натуралисте и серия пастелей, повествующая о Ч. Дарвине.
Картина "Уоллес с дикарями" - это эпизод из жизни современника Ч. Дарвина - Альфреда Уоллеса (1823-1913), английского естествоиспытателя, одного из основоположников зоогеографии, создавшего одновременно с Ч. Дарвином , но езависимо от последнего, на материалах собственного исследования природы Малайского архипелага теорию естественного отбора (но он всегда признавал приоритет Дарвина). За время пребывания на Малайском архипелаге (1854-1862) Уоллес собрал огромное количество зоологических коллекций и доставил в Лондон для дальнейшего описания и изучения. Малайцы работали в качестве проводников и носильщиков Уоллеса. У последнего с туземцами всегда складывались добропорядочные отношения. Возможно, на картине Альфред показывает аборигенам некий редчайший энтомологический экземпляр, например, пойманной им бабочки Ppilio androcles (одну из наименее известных из ласточкохвостых ) и делится своей радостью с местными жителями. Эмоции Уоллеса по поводу различных пойманных им тропических экземпляров отражены в великолепной книге "Малайский архипелаг. Отечество орангутана и райской птицы" (1868), которую он посвятил Ч. Дарвину. За время пребывания на Малайском архипелаге им было собрано 300 экз. млекопитающих, 200 пресмыкающихся, 8050 птиц, 7500 раковин, 13100 бабочек, 832000 жуков, 13400 других насекомых.
Название картины дано в 1922 г., когда отношение к туземцам было тождественнм отношению к дикарям. В свте современного отшения к народам, находящимся на определённой ступени социальной организации, такое название картины неприемлемо, но обусловлено исторически.
Читать далее