Вернуться
13 из 25
Просмотрено 13 из 25
Рисунок. Ламарк, преподносящий "Философию зоологии" Наполеону. 1921-1925 гг. Езучевский М.Д.
Рисунок. Ламарк, преподносящий "Философию зоологии" Наполеону. 1921-1925 гг. Езучевский М.Д.
Название
Рисунок. Ламарк, преподносящий "Философию зоологии" Наполеону.
Датировка
Материал, техника
ватман; пастель
Размер
Происхождение
Картина выполнена по заказу А.Ф. Котса для раздела будущей экспозиции "Биография естествознания". Вслед за В.А. Ватагным на работу в Дарвиновский музей поступил художник М.Д. Езучевский (1879-1928), известный к тому вемени как портретист, иллюстратор, знаток истории, быта и костюма минувших эпох. "мастер в сфере композиции". Он родился в семье действительного статского советника, потомственного дворянина, ученого-физика, изобретателя. Мать (урождённая Бернгард) училась в Московском институте благородных девиц. Была хорошо образована (имела и музыкальное образование) и начитана. Атмосфера, царившая в доме (подмосковное Царицыно), где рос Михаил способствовала развитию его таланта. Окончив военную гимназию (приравнивалась к кадетскому корпусу), Езучевский ушёл в запас в 1901 г. в чине прапорщика (до 01.09. 1912 г.). Параллельно с гимназией он обучался в частной студии акварелиста Н.А. Мартынова, где и познакомился с будущим патриархом отечественной анималистики - В.А. Ватагиным и будущим основателем ГДМ А.Ф. Котсом.. Среди учеников Мартынова Езучевский считался самым способным. С 1902 г. он начал работать в качестве художника, а затем уехал в Париж, где учился в Академии художеств (окончил в 1903). Рисунки Езучевского из военной жизни, которую он знал не понаслышке, появились на страницах журнала "Летопись войны с Японией 1904-1905...". В 1914 г. художник выставлялся в галерее Лемерсье на выставке русских художников вместе с Васнецовыми А. П. и В.М., Репиным, Врубелем.,Горбатовым и др. знаменитостями. Но увлечения его искусством были прерваны Первой мировой воёной 1914 г. Вернулся он в Москву после австрийского плена в 1918 г. Он стал по совместительству сотрудником одела охраны памятников искусства и старины Наркомпросса. В это время А.Ф.Котс пригласил его на работу в Дарвиновский музей. Здесь художник создал галерею портретов исторических лиц, великих мыслителей и естествоиспытателей. На своих картнах Езучевский запечатлел наиболее известные сюжеты из жизни великих натуралистов и мыслителей различных эпох и времён - в кабинетах, на фоне архитектурных пейзажей, в исторической соответствующей действительности обстановке. Он создал целую серию картин на тему "К истории борьбы церкви и науки", но не успел её завершить.. Им создана серия пастелей, рассказывающая о Гёте-натуралисте и серия пастелей, повествующая о Дарвине. Запечатлен первый создатель теории исторического развития природы - Ж.-Б. Ламарк (1744 -1829) в момент преподнесения Наполеону своего главного труда - ”Философии зоологии” (1809). Это был искренний жест человека, встретившего Великую французскую революцию с большим энтузиазмом (по его докладу в 1793 году Конвент вынес постановление о реорганизации королевского ботанического сада в музей естественной истории). Можно представить себе, сколько светлых надежд таится в душе пионера эволюционного учения в эту торжественную минуту. Однако, и принцип построения самой композиции, и особенности колористического решения картины основаны исключительно на противопоставлении, определенно намекающего на то, что ожидания старого ученого все равно не оправдаются... Надменный Бонапарт и самодовольные сановники из его окружения вряд ли сочувствуют и принимают душевные порывы учтиво склонившегося перед ними Ламарка, держащего в старческих руках самое дорогое и сокровенное для него. Парадные мундиры Наполеона и его свиты на фоне дворцовых интерьеров в стиле ампир усиливают впечатление холодного официоза и безразличия к судьбе человека, положившего на алтарь науки свои лучшие годы. На лицах – кротость и чувство вины. Как трогательны и беззащитны эти две фигуры - ученого и его ученика, одетых в казенные камзолы. Горько становится от одной только мысли, что надежды старца так и не сбудутся. Как свидетельствует история, книга Ламарка действительно была встречена современниками враждебно. И, прежде всего, со стороны Жоржа Кювье, приближенного к императору. В основу картины автор положил рассказ об известном эпизоде из жизни Ламарка. Наполеон, как известно, любил производить время от времени смотр своим ученым. Так вот, вскоре после выхода в свет своей знаменитой «Философии зоологии» Ламарк присутствовал на одном из таких «смотров». А было ему в ту пору уже 65 лет. Когда Наполеон подошел к Ламарку, тот собирался преподнести ему свой сокровенный труд. Наполеон вспылил и стал упрекать старика за его пристрастие к «нелепой метеорологии» (действительно, прогнозы его не всегда сбывались), о котором его уже успел уведомить Кювье. Ламарк пытался заверить императора, что это совсем другой труд и из иной области. Но Наполеон не унимался. Наконец, из уважения к сединам автора император взял эту книгу, не взглянув даже на нее, и передал адъютанту. А старик, не выдержав незаслуженного унижения, невольно проявил слабость, залившись слезами.
Тематические рубрики
1. Пастели из серии "К истории эволюционного учения Дарвина" (1921-1926 гг.)
Коллекция
Папуасы. Охота с лодки-долбленки с аутригером. Серия "Народы мира". 1920-е гг. Езучевский М.Д.
Рисунок. Ламарк с дочерью. 1921-1925 гг. Езучевский М.Д.