Вернуться
Рисунок. Ламарк с дочерью. 1921-1925 гг. Езучевский М.Д.
Рисунок. Ламарк с дочерью. 1921-1925 гг. Езучевский М.Д.
Название
Рисунок. Ламарк с дочерью.
Датировка
Материал, техника
ватман; пастель
Размер
1000х800 мм (без рамы)
Происхождение
Картина выполнена по заказу А.Ф. Котса для раздела будущей экспозиции "Биография естествознания". Автор картины М.Д, Езучевский (1879-1928), который поступил вслед за В.А. Ватагиным на работу в Дарвиновский музей, известный к тому времени как портретист, иллюстратор, знаток истории, быта и костюма минувших эпох, "мастер в сфере композиции". Он родился в семье действительного статского советника, потомственного дворянина, ученого-физика, изобретателя. Мать (урождённая Бернгард) училась в Московском институте благородных девиц. Была хорошо образована (имела и музыкальное образование) и начитана. Атмосфера, царившая в доме (подмосковное Царицыно), где рос Михаил, способствовала развитию его таланта. Окончив военную гимназию (приравнивалась к кадетскому корпусу), Езучевский ушёл в запас в 1901 г. в чине прапорщика (до 01.09. 1912 г.). Параллельно с гимназией он обучался в частной студии акварелиста Н.А. Мартынова, где и познакомился с будущим патриархом отечественной анималистики - В.А. Ватагиным и будущим основателем ГДМ А.Ф. Котсом. Среди учеников Мартынова Езучевский считался самым способным. С 1902 г. он начал работать в качестве художника, а затем уехал в Париж, где учился в Академии художеств (окончил в 1903). Рисунки Езучевского из военной жизни, которую он знал не понаслышке, появились на страницах журнала "Летопись войны с Японией 1904-1905...". В 1914 г. художник выставлялся в галерее Лемерсье на выставке русских художников вместе с Васнецовыми А.П. и В.М., Репиным, Врубелем, Горбатовым и др. знаменитостями. Но увлечения его искусством были прерваны Первой мировой войной 1914 г. Вернулся он в Москву после австрийского плена в 1918 г. Он стал по совместительству сотрудником одела охраны памятников искусства и старины Наркомпросса. В это время А.Ф.Котс пригласил его на работу в Дарвиновский музей. Здесь художник создал галерею портретов исторических лиц, великих мыслителей и естествоиспытателей. На своих картинах Езучевский запечатлел наиболее известные сюжеты из жизни великих натуралистов и мыслителей различных эпох и времён - в кабинетах, на фоне архитектурных пейзажей, в исторической, соответствующей действительности, обстановке. Он создал целую серию картин на тему "К истории борьбы церкви и науки", но не успел её завершить. Им создана серия пастелей, рассказывающая о Гёте-натуралисте, и серия пастелей, повествующая о Дарвине. На картине изображены старик и молодая женщина – это Ж.-Б. Ламарк и его дочь Корнелия. В старости Ламарк ослеп, и одна из его дочерей приняла на себя функции секретаря. Этот драматический этюд преисполнен как грусти, так и очарования. Такое настроение создает фон: ярко голубое небо и золотисто охристые кроны деревьев. Все этой красоты не видит Ламарк – уже многие годы он живет полном мраке. Однако, эти яркие краски созвучны настроению вечного романтика, продолжающего жить и творить, не смотря на все беды и перипетии, Его жизнь прожита не зря. Старец, хотя и слеп, но продолжает исполнять свой долг перед наукой. Нежная, трогательная Корнелия сосредоточена. Кажется, что она готова в любую минуту взять в руки перо, привычно обмакнуть его в чернила и записывать под диктовку идеи горячо любимого отца. Известно, что с 1815 по 1822 гг. Ламарк был занят составлением семитомной «Естественной истории беспозвоночных». В силу того, что он начал быстро слепнуть, половину шестого и полностью седьмой тома были написаны под диктовку Корнелией. В 1829 г. Ламарк умер (85-ти лет отроду). Прощальные слова его могиле произнес Ж. Сент-Илер, сторонник эволюционного учения, но не сторонник учения Ламарка. Но особенно потрясло присутствующих обращение Корнелии: «Потомство будет восхищаться Вами, оно отомстит за Вас, мой отец». Признание пришло незамедлительно. И, прежде всего сам Ч. Дарвин высоко оценил деяния Ламарка в историческом введении к своему шестому изданию «Происхождение видов» (1872): «… он первый остановил всеобщее внимание на вероятности предположения, что все изменения в органическом мире, как и в неорганическом, происходили на основании законов природы, а не вследствие чудесного вмешательства». О дочери Ламарка Корнелии, как о главном действующем лице в драме Ламарка, говорится в книге И.И. Пузанова "Ж-Б. Ламарк". Введение (с.9). Изд-во: Московского общества испытателей природы, Москва, 1947. Но в некоторых источниках в качестве главного лица фигурирует вторая дочь Ламарка - Розалия. Так в книге В.М. Корсунской "Подвиг жизни шевалье де Ламарка" (1961) – главное действующее лицо после Ламарка – Розалия, именно она пишет под диктовку отца, а когда устаёт, то её сменяет Корнелия. А.Ф. Котс подписал в фотоальбоме фото с данной картины «Ламарк с Розалией» (Архив ГДМ А.Ф. Котс. История музея. Фотоальбом с комментариями автора, 1950-е гг.). Так что справедливо будет не указывать на этой картине конкретно имя дочери.
Тематические рубрики
1. Пастели из серии "К истории эволюционного учения Дарвина" (1921-1926 гг.)
Коллекция