Вернуться
15 из 25
Просмотрено 15 из 25
Рисунок. Дарвин и Геккель. 1921-1925 гг. Езучевский М.Д.
Рисунок. Дарвин и Геккель. 1921-1925 гг. Езучевский М.Д.
Название
Рисунок. Дарвин и Геккель
Датировка
Материал, техника
ватман; пастель
Размер
Происхождение
Картина выполнена по заказу А.Ф. Котса для раздела будущей экспозиции "Биография естествознания". Вслед за В.А. Ватагным на работу в Дарвиновский музей поступил художник М.Д. Езучевский (1879-1928), известный к тому вемени как портретист, иллюстратор, знаток истории, быта и костюма минувших эпох. "мастер в сфере композиции". Он родился в семье действительного статского советника, потомственного дворянина, ученого-физика, изобретателя. Мать (урождённая Бернгард) училась в Московском институте благородных девиц. Была хорошо образована (имела и музыкальное образование) и начитана. Атмосфера, царившая в доме (подмосковное Царицыно), где рос Михаил способствовала развитию его таланта. Окончив военную гимназию (приравнивалась к кадетскому корпусу), Езучевский ушёл в запас в 1901 г. в чине прапорщика (до 01.09. 1912 г.). Параллельно с гимназией он обучался в частной студии акварелиста Н.А. Мартынова, где и познакомился с будущим патриархом отечественной анималистики - В.А. Ватагиным и будущим основателем ГДМ А.Ф. Котсом.. Среди учеников Мартынова Езучевский считался самым способным. С 1902 г. он начал работать в качестве художника, а затем уехал в Париж, где учился в Академии художеств (окончил в 1903). Рисунки Езучевского из военной жизни, которую он знал не понаслышке, появились на страницах журнала "Летопись войны с Японией 1904-1905...". В 1914 г. художник выставлялся в галерее Лемерсье на выставке русских художников вместе с Васнецовыми А. П. и В.М., Репиным, Врубелем.,Горбатовым и др. знаменитостями. Но увлечения его искусством были прерваны Первой мировой воёной 1914 г. Вернулся он в Москву после австрийского плена в 1918 г. Он стал по совместительству сотрудником одела охраны памятников искусства и старины Наркомпросса. В это время А.Ф.Котс пригласил его на работу в Дарвиновский музей. Здесь художник создал галерею портретов исторических лиц, великих мыслителей и естествоиспытателей. На своих картнах Езучевский запечатлел наиболее известные сюжеты из жизни великих натуралистов и мыслителей различных эпох и времён - в кабинетах, на фоне архитектурных пейзажей, в исторической соответствующей действительности обстановке. Он создал целую серию картин на тему "К истории борьбы церкви и науки", но не успел её завершить.. Им создана серия пастелей, рассказывающая о Гёте-натуралисте и серия пастелей, повествующая о Дарвине. На картине изображены два мастиых ученых - английский естествоиспытатель Чарлз. Дарвин (1809-1882) и Эрнст Геккель (1834-1919). Встреча их проходит на крыльце знаменитого дома Дарвина в Дауне. Была ли такая встреча на самом деле конкретно ничего не известно. Но известн, что самым ярым пропагандистом дарвиновского учения на европейском континенте был Геккель (как Т. Гексли, А. Уоллес и Ч. Лайель в Англии; А. Грэй в США). Дарвин, бесспорно, нуждался в такой поддержке на континенте. В лице Геккеля она была более чем надёжная. Учителям Геккеля были просвещённые умы Европы. Он был блестяще образован: пршёл три университета (Берлинский, Вюрцбургский, Венский), где основательно изучал физиологию, гистологию, эмбриологию, анатомии растений и животных. Дарвин же был эмпириком, приверженцем фактов. Для доказательств эволюционой теории он долго собирал и осмысливал фактический материал. Дарвин не получил специального естественно-научного образования, он самостоятельно изучал геологию, палеонологию, ботанику. Геккель же увлекался философией, создавал умозрительные гипотезы. На его мировоззрение сильное влияние оказал Гёте (приверженец философских размышлений, не оторванных от действительности). , предпчитал опыт и наблюдения). выдвинув принцип дивергенции, Дарвин не указал, кто от кого происходит. На этот вопро попытался ответить Геккель, построив первое трёхцарственное филогенетическое древо (1871). Дарвин высоко ценил научные идеи Геккеля, но, к сожалению, излишнее стремление молодого эволюциниста быть большим дарвинистым, чем сам Дарвин, наносило опредклённый вред эволюционному учению и лично Дарвину. За исренним рукопожатием. этих двух одержимых талантов, представленном на картине, кроется много интересных нюансов,о которых не может сообщить данная иллюстрация, повествующая о взаимопонимании и дружеской поддержке двух несгибаемых эволюционистов.
Коллекция
Рисунок. Ламарк с дочерью. 1921-1925 гг. Езучевский М.Д.
Рисунок. Геккель и Мюллер. 1921-1925 гг. Езучевский М.Д.