Картина выполнена по заказу А.Ф. Котса для раздела будущей экспозиции "Биография естествознания".
Вслед за В.А. Ватагным на работу в Дарвиновский музей поступил художник М.Д. Езучевский (1879-1928), известный к тому вемени как портретист, иллюстратор, знаток истории, быта и костюма минувших эпох. "мастер в сфере композиции". Он родился в семье действительного статского советника, потомственного дворянина, ученого-физика, изобретателя. Мать (урождённая Бернгард) училась в Московском институте благородных девиц. Была хорошо образована (имела и музыкальное образование) и начитана. Атмосфера, царившая в доме (подмосковное Царицыно), где рос Михаил способствовала развитию его таланта. Окончив военную гимназию (приравнивалась к кадетскому корпусу), Езучевский ушёл в запас в 1901 г. в чине прапорщика (до 01.09. 1912 г.). Параллельно с гимназией он обучался в частной студии акварелиста Н.А. Мартынова, где и познакомился с будущим патриархом отечественной анималистики - В.А. Ватагиным и будущим основателем ГДМ А.Ф. Котсом.. Среди учеников Мартынова Езучевский считался самым способным. С 1902 г. он начал работать в качестве художника, а затем уехал в Париж, где учился в Академии художеств (окончил в 1903). Рисунки Езучевского из военной жизни, которую он знал не понаслышке, появились на страницах журнала "Летопись войны с Японией 1904-1905...". В 1914 г. художник выставлялся в галерее Лемерсье на выставке русских художников вместе с Васнецовыми А. П. и В.М., Репиным, Врубелем.,Горбатовым и др. знаменитостями. Но увлечения его искусством были прерваны Первой мировой воёной 1914 г. Вернулся он в Москву после австрийского плена в 1918 г. Он стал по совместительству сотрудником одела охраны памятников искусства и старины Наркомпросса. В это время А.Ф.Котс пригласил его на работу в Дарвиновский музей. Здесь художник создал галерею портретов исторических лиц, великих мыслителей и естествоиспытателей. На своих картнах Езучевский запечатлел наиболее известные сюжеты из жизни великих натуралистов и мыслителей различных эпох и времён - в кабинетах, на фоне архитектурных пейзажей, в исторической соответствующей действительности обстановке. Он создал целую серию картин на тему "К истории борьбы церкви и науки", но не успел её завершить.. Им создана серия пастелей, рассказывающая о Гёте-натуралисте и серия пастелей, повествующая о Дарвине.
На картине изображены молодой Эрнст Геккель со воим наставником Иоганном Мюллером (1801-1858). Последний был известен как исследователь морских б/п и выдающийся педагог своего времени. Художник сумел создать ощущение покоя. В тишине
рабочего кабинета между наставником и учеником происходит задушевная, спокойная беседа. Из биографии Геккеля изестно, что что он с большим удовольствием работал на кафедре И. Мюллера в Берлинском университете. Многосторонний и образованный биолог оказал огромное влияние на молодого Геккеля. Под руководством Мюллера очень способный и усидчивый Эрнст выезжал на море для практических исследований фауны беспозвоночных. Так началось его увлечение зоологией. По утверждению Геккеля, все видные биологи Германии были прямо или косвенно учениками И. МЮллера: Р. Вирхов, Э. Дюбуа-Раймон, Т. Шванн и многие другие. В 1958 г. горячо любимый и почитаемый наставник умер. Для молодого Геккеля, который уже в 1961 г. получил место приват-доцента на кафедре сравнительной анатоми в Иене, а в 1962 г. стал ординарным профессором этой кафедры. Вся его дальнейшая жизнь была связана с Иеной.
Читать далее