В 1947 г. художником А.Н. Комаровым была создана серия картин на тему «Боевая и санитарная собака в дни Великой Отечественной войны», призванная дополнить выполненную им ранее (1937) серию «Собака на службе Человеку». (См. архив ГДМ, ф. «Научно-исторический архив ГДМ», оп. №1, № 2.3/1399; 2.3/1888). Еще в 1944 г. А.Ф. Котс задумал серию «Боевые собаки в дни Великой Отечественной войны», которая должна была завершить тему «Животные и война». Изначально предполагалось создание четырех триптихов по И.Г. Эренбургу: «Выслеживание собакой вражеских снайперов «кукушек»»; «Взрывание собаками вражеских танков»; «Собаки-санитары»; «Собака боевой связи». (См. архив ГДМ, ф. «Научно-исторический архив ГДМ», оп. №1, № 2.3/4314).
Наиболее трагической странице в истории использования собак на Великой Отечественной войне посвящена картина «Собаки – взрыватели танков». С первого дня войны в центральной школе собаководства полным ходом велось формирование и подготовка отдельных армейских отрядов собак-истребителей танков . Это был страшный, тяжелейший период, когда армия фашистской Германии обладала значительным преимуществом в технике, особенно – в танках. И в этот тяжёлый час, когда на карту была поставлена судьба Москвы, вновь на помощь людям пришли собаки. Счет уничтоженных собаками фашистских танков был открыт уже в конце ноября, в боях под Рогачевым и Дмитровым. На спине собаки размещалось взрывное устройство с деревянным штырем, при отклонении которого назад срабатывал взрыватель. Собак обучали залезать по команде вожатого под движущийся танк, взрыватель отклонялся назад и происходил взрыв. Всего собаками противотанковой службы было уничтожено 300 танков противника. Когда самый тяжёлый период войны миновал, от этой жестокой практики отказались, и к осени 1942 г. собаки-истребители танков больше не использовались, хотя все собаки минно-розыскной службы имели эту вторую «специальность».
Чтобы несколько смягчить и романтизировать действительность, на картине изображен фантастический способ взрывания: две немецкие овчарки синхронно бегут в сторону вражеского танка, и тянут за собой по ровному заснеженному полю противотанковую мину на очень длинной привязи. Всё это должно убедить зрителя, что для собак этот маневр может закончится благополучно. Вдали полыхает уже подбитая боевая машина. На переднем плане боец в зимнем полушубке придерживает беспородную собаку, на которую надето вполне реалистическое взрывное устройство. Не смотря на такие вольности, эта картина производит неизгладимое и очень пугающее впечатление.