По словам В.А. Ватагина, данный бюст был его второй портретной работой: "Портретная галерея возникла также по инициативе Дарвиновского музея; по плану, в музее должны были быть представлены скульптурные портреты ученых, развивавших идеи эволюции. Мне и в голову не приходила мысль работать над портретом, я считал это недоступным для меня. Но А.Ф. [Котс] был более уверен в моих возможностях, нежели я сам... Александр Федорович предполагал в будущем развернуть этот музей в обширных залах; и все скульптуры и бюсты должны были быть большой величины. Он настаивал, и было решено начать с бюста Дарвина... За "Дарвином" последовал "слепой Ламарк"". (См. Ватагин В.А.. Воспоминания. Записки анималиста. - М.: Советский художник, 1980. С. 68)