Экспонаты
Игрушка глиняная. Баран. 1970-1980 гг. Сироткин С.Г.
Игрушка глиняная. Баран. 1970-1980 гг. Сироткин С.Г.
Автор
Сироткин Степан Григорьевич
Название
Игрушка глиняная. Баран
Датировка
Материал, техника
глина; лепка, обжиг, роспись
Размер
14х5,5х15 см
Происхождение
Коллекция Гилярова М.С. Игрушка закуплена у Алексея Меркурьевича Гилярова (профессор МГУ, член Учёного совета ГДМ ) в 1988 году. Данный предмет - из коллекции М.С. Гилярова (1912-1985), отца А.М. Гилярова. Меркурий Сергеевич окончил Киевский государственный университет (1933), где учился под руководством зоолога, специалиста в области сравнительной анатомии позвоночных профессора М. М. Воскобойникова. Рецензентом дипломной работы был выдающийся эволюционист, профессор (впоследствии академик) И. И. Шмальгаузен. Затем работал в сельскохозяйственных учреждениях на Украине. С 1936 — в Москве. В 1938—1944 руководил Отделом защиты растений Всесоюзного института каучуконосов. В 1944—1955 старший научный сотрудник, с 1955 заведующий лабораторией почвенной зоологии института эволюционной морфологии и экологии АН СССР; одновременно (1949—1978) профессор Московского педагогического института им. В. И. Ленина (ныне МГПУ). Доктор биологических наук (1947), член-корреспондент АН СССР (1966), академик АН СССР (1974). Был главным редактором «Журнала общей биологии». Член экспертной комиссии по биологии (1951—1975). Член (1940), член президиума, руководитель секции биологии почв (1956—1985), почетный член (1977) Всесоюзного общества почвоведов. А.М. Гиляров продавал коллекцию глиняной игрушки своего отца в связи с тем, что сдавал квартиру госдарству после трагической кончины матери, вдовы М.С. Гилярова. Эта игрушка создана мастером В.С. Сироткиным. Венедикт Степанович Сироткин - потомственный мастер-игрушечник (1928-1985) перенял мастерство у своего отца - гончара Степана Григорьевича Сироткина. Венедикт Степанович жил в деревне Мошкине (Нижегородская область). Игрушки В. С. Сироткина отмечены тонким индивидуальным пониманием формы, великолепны в раскраске. Он лепил замечательных коней , баранчиков и оленей на четырех ногах и, конечно же, как все жбанниковские и ройминские мастера, традиционные свистульки на трех, точках опоры. Создавал он и более сложные формы птиц-свистулек, дополняя их рельефными налепными крыльями и веерообразными хвостами. Баран – символ стихии, как созидательной, так и разрушительной, требующей жертв. Баран ассоцировался с мифологическим образом древнейшего бога Велеса , одного из величайших богов древнего языческого мира. По славянским представлениям после того, как мир был сотворен Родом, бог Велес привел этот мир в движение. Баран – не зооморфная ипостась Велеса, он соотносится с этим божеством как жертвенное животное и как связующий образ между двумя мирами. Образ барана связан с солнечным теплом и плодородием. Баран - символ небесного огня, связывающий небесный мир с земным миром. А огонь переносит жертву богам в результате её сжигания. Обряд трупосожжения ставил своей целью перенос покойного в иной мир. Из этого следует, что баран носил функцию связи между мирами. Баран использовался в жертвоприношениях, направленных для связи с предками. В Упанишадах говорится, что барана приносят в жертву для связи с предками, их угощения и привлечения. В "Одиссее" Гомера, чтобы вызвать души умерших из Аида, Одиссей закалывает черного барана, а пить жертвенную кровь слетаются души предков. В индоевропейских и некоторых других культах овец и баранов белого цвета приносили в жертву богам огня и солн¬ца, черных - злым духам и предкам. В Египте бара¬на приносили в жертву богу Амону. Как известно, Амон был богом солнца, он изображал¬ся с бараньей головой. В Индии Бог огня Агни мог превращаться в барана, но только в ипостаси солнечного, небесного огня. У всех индоарийцев существовал культ домашнего очага, связанный с культом предков, который, в свою очередь, связывался с продолжением рода, его количественным увеличением, а также укреплением семьи. Вот почем символика барана связывалась с культом плодородия и плодовитости. Так в Древней Греции баран в силу его плодовитости был посвящён Афродите – богине любви.
Персоналии
Сироткин Степан Григорьевич (Автор)
Коллекция
Декоративно - прикладное искусство