Валдай - собака М.П. Митурича. Его изображения встречаются на полотнах художника: "Под дубом", 1969 (ГРМ), "Валдай и его хозяин", 1972 (ГРМ).
Валдай был подарком. Он появился в доме Дувидовых маленьким щенком, на тонких дрожащих ножках. С ним много разговаривали, рассказывали ему разные истории и сказки, как и положено, когда в доме растет малыш. Оттого этот благородный пес понимал все и откликался на любое слово. Валдай любил лежать на медвежьей шкуре, не сводя своих миндалевидных умных глаз с хозяина, рисующего за письменным столом.Мудрый, спокойный и справедливый, Валдай был вожаком в своем дворе. В садике, куда выводили своих питомцев писатели, художники, артисты театра и цирка (на улице Усиевича были дома, в которых в шестидесятые – семидесятые годы получали квартиры деятели разнообразных искусств), он пользовался большим авторитетом. Эту замечательную дворовую компанию, в которой никогда не было ссор, увековечила замечательная ксилография Виктора Ароновича «Собаки моего двора». Бесчисленные портреты Валдая маслом и пером, карандашом и акварелью, на бумаге, холсте и керамике могут создать свою, особую галерею. И герой этих произведений был готов позировать снова и снова, потому как более всего ценил любовь и внимание художника, хозяина и друга.Конечно, были у Валдая и свои слабости. Ну не мог он, например, устоять, когда рядом ели мороженое. И если мальчишка, облизывающий эскимо, на минуту отвлекался от лакомства, у него оставалась только палочка. А чей-то пес, прогуливавшийся в скверике неподалеку, был чрезвычайно доволен. Борзая – собака охотничья. Иногда Виктор с товарищами отправлялись в поле с ночевкой. Но, как рассказывает Лидия Павловна, кроме блох никакой реальной добычи «охотнички» в дом не приносили. Да нет, были трофеи – прекрасные акварели и эстампы, запечатлевшие легкий бег борзых, простор полей, закатные краски неба, которые только Виктор Дувидов мог писать так темпераментно и ослепительно ярко.Трудно назвать Валдая охотником. Он был созерцателем. Этот сильный пес обожал мелкое зверье, с удивлением разглядывал мышку в поле, кузнечика, не трогал птенца, выпавшего из гнезда. И в его красивую длинную шерсть на груди любили зарываться засыпающие котята. На автолитографии с Маем Митуричем Валдай – у ног художника в привычной себе роли воспитателя, благожелательный, смиренный и все прощающий неугомонной крохе.Тот, кто видел фильм «Анна Каренина», помнит кадры прогулки в усадьбе Архангельское Вронского–Ланового и блистательной Бетси-Плисецкой, ведущей на поводке двух породистых борзых. Их нельзя не заметить и нельзя забыть, несмотря на накал разговора героев о любви и флирте. Эти благородные царственные псы – братья по крови Валдай и Аркут. Лидия Павловна рассказывала, что совсем непросто было заставить пса послушно бежать рядом с актрисой. Он не мог не оглядываться. Потому что позади съемочной группы среди деревьев стоял тот, кто был для него самым дорогим на свете, художник Виктор Дувидов, для Валдая просто Витя.
Читать далее