Вернуться
Гравюра. Май Митурич, Валдай и Бука. 1970. Дувидов В.А.
Гравюра. Май Митурич, Валдай и Бука. 1970. Дувидов В.А.
Автор
Дувидов Виктор Аронович (1932-2000)
Название
Гравюра. Май Митурич, Валдай и Бука
Датировка
Материал, техника
бумага; автолитография
Размер
Происхождение
Валдай - собака М.П. Митурича. Его изображения встречаются на полотнах художника: "Под дубом", 1969 (ГРМ), "Валдай и его хозяин", 1972 (ГРМ). Валдай был подарком. Он появился в доме Дувидовых маленьким щенком, на тонких дрожащих ножках. С ним много разговаривали, рассказывали ему разные истории и сказки, как и положено, когда в доме растет малыш. Оттого этот благородный пес понимал все и откликался на любое слово. Валдай любил лежать на медвежьей шкуре, не сводя своих миндалевидных умных глаз с хозяина, рисующего за письменным столом.Мудрый, спокойный и справедливый, Валдай был вожаком в своем дворе. В садике, куда выводили своих питомцев писатели, художники, артисты театра и цирка (на улице Усиевича были дома, в которых в шестидесятые – семидесятые годы получали квартиры деятели разнообразных искусств), он пользовался большим авторитетом. Эту замечательную дворовую компанию, в которой никогда не было ссор, увековечила замечательная ксилография Виктора Ароновича «Собаки моего двора». Бесчисленные портреты Валдая маслом и пером, карандашом и акварелью, на бумаге, холсте и керамике могут создать свою, особую галерею. И герой этих произведений был готов позировать снова и снова, потому как более всего ценил любовь и внимание художника, хозяина и друга.Конечно, были у Валдая и свои слабости. Ну не мог он, например, устоять, когда рядом ели мороженое. И если мальчишка, облизывающий эскимо, на минуту отвлекался от лакомства, у него оставалась только палочка. А чей-то пес, прогуливавшийся в скверике неподалеку, был чрезвычайно доволен. Борзая – собака охотничья. Иногда Виктор с товарищами отправлялись в поле с ночевкой. Но, как рассказывает Лидия Павловна, кроме блох никакой реальной добычи «охотнички» в дом не приносили. Да нет, были трофеи – прекрасные акварели и эстампы, запечатлевшие легкий бег борзых, простор полей, закатные краски неба, которые только Виктор Дувидов мог писать так темпераментно и ослепительно ярко.Трудно назвать Валдая охотником. Он был созерцателем. Этот сильный пес обожал мелкое зверье, с удивлением разглядывал мышку в поле, кузнечика, не трогал птенца, выпавшего из гнезда. И в его красивую длинную шерсть на груди любили зарываться засыпающие котята. На автолитографии с Маем Митуричем Валдай – у ног художника в привычной себе роли воспитателя, благожелательный, смиренный и все прощающий неугомонной крохе.Тот, кто видел фильм «Анна Каренина», помнит кадры прогулки в усадьбе Архангельское Вронского–Ланового и блистательной Бетси-Плисецкой, ведущей на поводке двух породистых борзых. Их нельзя не заметить и нельзя забыть, несмотря на накал разговора героев о любви и флирте. Эти благородные царственные псы – братья по крови Валдай и Аркут. Лидия Павловна рассказывала, что совсем непросто было заставить пса послушно бежать рядом с актрисой. Он не мог не оглядываться. Потому что позади съемочной группы среди деревьев стоял тот, кто был для него самым дорогим на свете, художник Виктор Дувидов, для Валдая просто Витя.
Персоналии
Дувидов Виктор Аронович (Автор)
Коллекция