Экспонаты
Глиняная игрушка. Индюк. Традиционная дымковская игрушка. 1986. Пескичева Н.Н.
Глиняная игрушка. Индюк. Традиционная дымковская игрушка. 1986. Пескичева Н.Н.
Автор
Пескичева Надежда Николаевна (1958)
Название
Глиняная игрушка. Индюк. Традиционная дымковская игрушка.
Датировка
Материал, техника
глина; лепка, обжиг, роспись
Размер
12х11,5х7,5 см
Происхождение
Приобретена в художественном салоне г. Мурманска в 1986 году. Пескичева Надежда Николаевна родилась 31 мая 1958 года в Кирове.Закончила Кировское областное художественное училище, отделение керамики (1982–1986). В промысле работает с 1975 года. Училась у Н.П. Борняковой. Участник выставок различного ранга с 1982 года в России и за рубежом (Неаполь, Палермо, Братислава, Прага). Игрушки мастерицы хранятся в музейных собраниях Омска, Кирова, Санкт-Петербурга, частных коллекциях Москвы, Перми, Канады, Германии, Японии.Член ВТОО «Союз художников России» (1996) (http://dymka.teploruk.ru/masters/peskicheva.html) Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка) - это глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек); один из русских народных художественных промыслов, которым были заняты преимущественно женщины, издавна существующий в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне г. Кирова). Свистульки — конь, всадник, птица — восходят к древним магическим ритуальным изображениям и связаны с земледельческими календарными праздниками. Позднее фигурки, потеряв магическое значение, стали детской игрушкой, производство которой превратилось в художественный промысел. Вплоть до XX в. их производство было приурочено к весенней ярмарке — «свистунье» (в литературе впервые упомянута в 1811 г.). В конце XIX в. промысел пришёл в упадок. В советское время промысел возрождён. В 1933 была организована артель «Вятская игрушка» (с 1948 г. - мастерская Художественного фонда РСФСР). Лепят игрушку из местной гончарной глины с добавлением речного песка; части соединяют жидкой глиной. После сушки и прокаливания в печи белят мелом, разведённым на молоке, затем расписывают темперой (до 1953 — анилиновыми красками, растёртыми на яйце) от 4 до 10 и более цветов и украшают листочками сусального золота. В современной встречаются как древние мотивы, так и сохранившиеся от 2-й половины 19 в. «барыни», «няньки», «водоноски» и др. В 1930-е гг. расширился круг тем, появились многофигурные группы на подставках, крупного размера фигуры. Элементы росписи дымковской игрушки просты и незатейливы, это кружки, кольца, полоски, змейки и другие узоры. Особая символика характерна не только для узоров, но и для цветов, которые используются в процессе росписи дымковской игрушки. Зелёный цвет символизирует природу, землю, пашню, иначе говоря, жизнь простого крестьянина. Преобладающим цветом дымковской игрушки выступает белый цвет, он связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный цвет несёт зло и горе, но этот цвет используется в росписи в незначительном количестве. Красный цвет — согревающий, это символ огня, красоты, силы, здоровья и славы. Голубой цвет символизирует небесную чистоту. Расписные узоры в дымковской игрушке также являются знаковыми, идут еще от язычества, выступают символами природы и являются своеобразными оберегами. Дымковская игрушка просто немыслима без солярных (солнечных) знаков, изображенных в виде разнообразных кругов. Точки, расположенные внутри круга или чередующиеся с кругом являются символами плодородия и представлены в виде семян и зародышей. Также знаком плодородия выступает ромб. Небо с облаками символизирует прямая линия и сверху волнообразная. Если небо дождевое с каплями, то между двух прямых линий идет чередование точек с равным интервалом. В росписи дымковской игрушки мастерицы используют и различные растительные атрибуты — ростки, зерна, листы, ягоды, цветы и знаки с пожеланием блага.
Персоналии
Удальцова Вера Александровна (Бывшие владельцы - частные лица)
Пескичева Надежда Николаевна (Автор)
Коллекция
Декоративно - прикладное искусство