Приобретена в художественном салоне г. Мурманска в 1986 году.
Пескичева Надежда Николаевна родилась 31 мая 1958 года в Кирове.Закончила Кировское областное художественное училище, отделение керамики (1982–1986). В промысле работает с 1975 года. Училась у Н.П. Борняковой. Участник выставок различного ранга с 1982 года в России и за рубежом (Неаполь, Палермо, Братислава, Прага). Игрушки мастерицы хранятся в музейных собраниях Омска, Кирова, Санкт-Петербурга, частных коллекциях Москвы, Перми, Канады, Германии, Японии.Член ВТОО «Союз художников России» (1996) (http://dymka.teploruk.ru/masters/peskicheva.html)
Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка) - это глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек); один из русских народных художественных промыслов, которым были заняты преимущественно женщины, издавна существующий в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне г. Кирова). Свистульки — конь, всадник, птица — восходят к древним магическим ритуальным изображениям и связаны с земледельческими календарными праздниками. Позднее фигурки, потеряв магическое значение, стали детской игрушкой, производство которой превратилось в художественный промысел. Вплоть до XX в. их производство было приурочено к весенней ярмарке — «свистунье» (в литературе впервые упомянута в 1811 г.). В конце XIX в. промысел пришёл в упадок. В советское время промысел возрождён. В 1933 была организована артель «Вятская игрушка» (с 1948 г. - мастерская Художественного фонда РСФСР). Лепят игрушку из местной гончарной глины с добавлением речного песка; части соединяют жидкой глиной. После сушки и прокаливания в печи белят мелом, разведённым на молоке, затем расписывают темперой (до 1953 — анилиновыми красками, растёртыми на яйце) от 4 до 10 и более цветов и украшают листочками сусального золота. В современной встречаются как древние мотивы, так и сохранившиеся от 2-й половины 19 в. «барыни», «няньки», «водоноски» и др. В 1930-е гг. расширился круг тем, появились многофигурные группы на подставках, крупного размера фигуры.
Элементы росписи дымковской игрушки просты и незатейливы, это кружки, кольца, полоски, змейки и другие узоры. Особая символика характерна не только для узоров, но и для цветов, которые используются в процессе росписи дымковской игрушки. Зелёный цвет символизирует природу, землю, пашню, иначе говоря, жизнь простого крестьянина. Преобладающим цветом дымковской игрушки выступает белый цвет, он связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный цвет несёт зло и горе, но этот цвет используется в росписи в незначительном количестве. Красный цвет — согревающий, это символ огня, красоты, силы, здоровья и славы. Голубой цвет символизирует небесную чистоту. Расписные узоры в дымковской игрушке также являются знаковыми, идут еще от язычества, выступают символами природы и являются своеобразными оберегами. Дымковская игрушка просто немыслима без солярных (солнечных) знаков, изображенных в виде разнообразных кругов. Точки, расположенные внутри круга или чередующиеся с кругом являются символами плодородия и представлены в виде семян и зародышей. Также знаком плодородия выступает ромб. Небо с облаками символизирует прямая линия и сверху волнообразная. Если небо дождевое с каплями, то между двух прямых линий идет чередование точек с равным интервалом. В росписи дымковской игрушки мастерицы используют и различные растительные атрибуты — ростки, зерна, листы, ягоды, цветы и знаки с пожеланием блага.
Читать далее