Ольга Флорентьевна Хлудова (1913—1975) родилась 2 декабря 1913 года в Москве в семье потомственных текстильных фабрикантов Хлудовых. Детские годы Ольги Хлудовой прошли в имении деда Пески в селе Черкизово на берегу Москва-реки, девочка очень рано научилась плавать и нырять. Помимо школьного, она получила прекрасное домашнее образование, проявив незаурядные способности к языкам и рисованию.
В начале 1940-х годов Ольга Хлудова работала переводчиком с английского языка в гостинице «Метрополь». Позднее судьба свела её с Николаем Николаевичем Кондаковым, который стал её мужем и другом. Она называла его «ходячей энциклопедией», «университетом, сделавшим из неё биолога и художницу». Именно тогда отлично плавающая Ольга Флорентьевна стала не только одной из первых отечественных женщин-аквалангисток, но и страстным подводным натуралистом. По её собственным словам: «Заглянув в подводный мир, человек навсегда остается там душой, как будто он побывал в сказочной стране фей».
Во время многочисленных совместных экспедиций с Николаем Кондаковым по Чёрному, Азовскому и Японскому морю реализовался и художественный талант Ольги Флорентьевны. Ею создано почти три тысячи рисунков морских обитателей, выполненных с большим искусством и в то же время зоологически точно отражающих характерные поведенческие позы и особенности животных.
Кроме того, вместе с Н. Н. Кондаковым О. Ф. Хлудова писала картины для Дарвиновского музея и работала над иллюстрациями к «Жизни животных».
Ольга Хлудова не только показала обитателей моря в своих рисунках и картинах, но рассказала о них в своих литературных произведениях — первых в Советском Союзе, посвящённых подводному плаванию. В 1960 году вышла книга «Волны над нами» о животных Чёрного и Азовского морей, а в 1963 — «За голубым порогом», рассказывающая об обитателях Японского моря.
Написанные прекрасным языком, необыкновенно живо точно и образно, в книгах Ольги Хлудовой удачно сочетаются наблюдательность художника и множество интереснейших биологических сведений. По словам известного ихтиолога Т. С. Расса: «Этот мир наблюдали глаза тонкого и точного наблюдателя, зоолога и художника, и образы его отчётливы и достоверны».
Иллюстрированные рисунками и фотографиями автора, книги вызвали большой читательский интерес. И в наше время их читаешь с огромным удовольствием:
«Внимание отвлекла стайка серебристых мальков, скользнувших у самого стекла маски. Краб протянул мне навстречу пёстрые клешни, медленно закрыла створки раковины мидия, стая хамсы испуганно пролетела мимо, крупная рыба бросилась из-за скалы им наперерез… глаза разбегались».
Многократно ныряя, изучая беспозвоночных и моллюсков, конечно, хотелось бы найти прекрасную белую жемчужину, но находились лишь невзрачные персонажи похожие на крупную серую песчинку. Быть летом на море: нырять и рисовать — это так привлекательно? Но работать в самую жару, когда туристы отдыхают, вряд ли кому-то захочется:
«К полудню, когда наваливается удушливая жара, исчезают даже синицы. Все стараются спрятаться в тень. Работать в это время дня становится трудно. Мгновенно сохнет акварель, руки прилипают к листам альбома, а наши натурщики беспокойно мечутся в тёплой, на глазах испаряющейся воде» («Волны над нами»).
О. Ф. Хлудова делала зарисовки не только акварелью, но и маслом, и карандашом. Если на море ветер и вода мутная, то в такие дни учёные больше рисовали на суше.
Ольге Флорентьевне, художнику и коллектору научных предметов, не удавалось насладиться в полной мере ужином из крабов, ей было жалко разбивать крупные экземпляры, которые могли бы пойти на коллекционные сборы.
В Дарвиновском музее хранится 37 произведений О. Ф. Хлудовой. Две картины «Каракатица, выпустившая защитное облако» (1961) и «Оформление шаров жуками-навозниками» (1961) представлены в экспозиции Дарвиновского музея в зале «Микроэволюция». Работы художницы часто экспонируются на тематических выставках. В 1991 г. картинка «Муравейник» была показана на выставке «Птицы и звери России» в Италии в г. Анкона. В 2013 г. прошла большая выставка «С аквалангом и кистью» (к 105-летию Н. Н. Кондакова и к 100-летию О. Ф. Хлудовой).
Читать далее