Вернуться
Лаптев Алексей Михайлович, 1905-1965
Лаптев Алексей Михайлович, 1905-1965
ФИО
Лаптев Алексей Михайлович
Годы жизни
Биография
Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965) – родился и вырос в Москве, в старших классах занимался рисунком и живописью в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923-1924). Затем поступил на текстильный факультет ВХУТЕМАСа (1924-1930) (Высшие художественно-технические мастерские), а через год перешел на графический факультет, где учился у П. И. Львова (рисунок) и Н. Н. Купреянова (литография). С 1925 работал художником-иллюстратором в журналах, рисовал для журнала «Пионер». В 1929 начал работать в области книжной графики, сотрудничал в различных издательствах: ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский художник», «Детская литература» и других. В годы Великой Отечественной войны А.М. Лаптев оставался в Москве и был членом бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические плакаты «Окна МОССХ» и агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС», работал над плакатами, открытками и листовками. Выезжал на Калининский и Юго-Западный фронты, создал серию фронтовых рисунков (1942 – 1943), за которые был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. После войны Алексей Михайлович выступил одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, работал над деревянными токарными игрушками, увлекся скульптурами из корней. Иллюстрировал детские книги: «Басни» И.А. Крылова (1944—1945), «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова (1956), «Незнайка в Солнечном городе» (1959). Также Лаптев проиллюстрировал произведения русской и советской классики: «Мертвые души» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Поднятую целину» М.А. Шолохова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова и др. Сотрудничал в журнале «Весёлые картинки» с момента его основания в 1956 г. Алексей Михайлович писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями: «Патефон», «Забавные малыши», «Как я рисовал в зоопарке», «Лесные диковины». Автор учебных пособий «Как рисовать лошадь» (1953) и «Рисунок пером» (1962). А.М. Лаптев прекрасно владел различными графическими техниками: использовал прессованный уголь, соус, тушь, акварель, пастель и другие материалы. Алексей Михайлович был превосходным художником-анималистом. Его многолетнее увлечение рисованием животных воплотилось не только в книжки-картинки для малышей, но и в иллюстрации к басням И.А. Крылова и С.В. Михалкова. Многочисленные наброски и зарисовки мастера являются ярким свидетельством его пристального изучения жизни, постоянной работы с натуры, неустанного собирания материала для своих композиций.