Владимир Алексеевич Петровичев родился 13 марта 1953 года в Эстонии, в городе Кохтла-Ярве, где провёл своё детство и юность. В 1974 г. поступил в художественное училище им. В. А. Серова, учился у скульптора С. К. Даруева. По окончании училища Владимир Петровичев преподаёт в детской художественной школе в городе Сосновый Бор. С 1985 года — член Союза художников СССР (ныне – Союза художников России).
Каждый скульптор выбирает материал, который больше соответствует его темпераменту — дерево, керамику, камень, фарфор. В. А. Петровичев для своих работ выбрал бронзу. Но мастера также по-разному обрабатывают итоговый вариант. Кому-то кажется, что скульптуре необходима благородная патина. Наш герой предпочитает блестящую поверхность скульптуры, не патинирует её. Творчество скульптора разнообразно, он создал триптих на тему отношений: «Двое под деревом» (1990), «Мужчина и женщина» (1993), «Парный танец» (2007).
Государственный Дарвиновский музей хранит анималистические работы скульптора. Основа творчества Владимира Петровичева — живая природа. Где могут быть скульптуры животных? В зоопарке? В музее биологической тематики? Анималистическая скульптура легко вписывается в любые пространства мегаполиса и в загородные ландшафты. В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга у Заячьего острова установлена скульптура В. А. Петровичева "Зайчик, спасшийся от наводнения". В 2005 г. у филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета расположились скульптуры «Бегемот» (2004), а потом ещё «Улитка» (2006).
В 2000 г. В. А. Петровичев создаёт рельеф «Горгона Медуза». Чем пугающий образ женщины с волосами-змеями привлёк скульптора? В своём творчестве он обращается к карельскому эпосу «Калевала» и создаёт «Мельницу-Сампо» (2005) — источник счастья. Аллегорическая скульптура «Переправа» (2007) олицетворяет путь человеческих душ на бумажно-бронзовом кораблике.
В 2006 г. в деревне Малая Бронка (Ленинградская область) поселились бронзовая скульптура «Лев и ангел».
Парковые скульптуры не ограничиваются образами животных. В 2005 г. В. А. Петровичев создал скульптурную композицию-триптих «Три грации», это давняя традиция украшать парки женскими скульптурами в собственном прочтении скульптора. Тема балета нашла отражение в скульптурах «Соло», «Прима», «Чёрный лебедь» (2007), а музыка — «Невидимые струны (Арфистка)».
Мастер изображает лягушек, морских коньков, орла, летящего журавля. Его работы на первый взгляд просты, но имеют дополнительные смыслы. Лягушки — это животные, способные выбраться из любых трудностей. Орёл — символ души.
В Дарвиновском музее хранится 16 работ В. А. Петровичева. Знакомство с творчеством скульптора началось на выставке анималистической скульптуры «Бестиарий».
Особенность почерка художника в том, что он изображает не только фауну, но и флору: «Растение» (1989), «Привокзальное дерево» (1996), «Три сосны» (2000), «Zereus peruvianis Молочай треугольный» (2001), «Крестовник члениковый» (2002).
Его ранние скульптуры «Пьющий жираф (жираф на водопое)» (1987), «Лягушка-философ» (1988), «Плащеносная ящерица» (1998), «Морской конёк (тряпичник)» (1999), «Золотая рыбка» (2003) — эскиз к скульптуре в городе Сосновый Бор Ленинградской области на улице Ленинградская, «Бегемот лежащий» (2003) — эскиз к скульптуре возле филологического факультета, «Бегемот стоящий» (2004), «Свободный полёт» (2004), «Портрет жирафа» (2006). И более поздние работы — «Рыбы. Третьим будешь?» (2010), «Василиск, бегущий по волнам» (2010—2011).
Работы В. А. Петровичева регулярно участвуют в выставках Дарвиновского музея: «Время собирать» (2005), «Бестиарий» (2006), «Досказано холстом и кистью» (2007), «Добро пожаловать в Пекин. Олимпийский талисман» (2013), «Талисманы Олимпийских игр» (2014), «Царство растений в музейных коллекциях» (2014), «Как придумать чудовище» (2015), «Мир моря в искусстве. К 100-летию музея» (2017), «Тепло наших тел» (2021).
Читать далее